Антифриз или охлаждающая жидкость должна обеспечивать несколько важных для ДВС условий:
- Поддерживать оптимальный температурный режим мотора, независимо от погоды, сезона и условий езды;
- Не замерзать внутри системы охлаждения в морозы;
- Препятствовать образованию коррозии и отложений внутри водяной рубашки;
- Смазывать подшипники помпы;
- Препятствовать кавитации и закипанию.
Кавитация — это образование в жидкости пузырьков с воздухом. Они возникают в результате резких перепадов давления, которые неизбежны при работе мотора. В основном, кавитацию вызывают два фактора — вибрации стенок гильз от движения поршней и воздействие на охлаждающую жидкость лопастей водяного насоса в определенных режимах.
Опасность кавитации в том, что при встрече с твердыми стенками пузырьки лопаются, высвобождая энергию большой силы. Это наносит серьезные повреждения внутренним стенкам мотора — микровзрывы буквально выгрызают куски металла, образуя глубокие раковины. Повреждения от кавитации прогрессируют — участок с нарушенной структурой разрастается и углубляется, это разрушает двигатель изнутри, причем незаметно для водителя.
Не менее опасно для мотора и закипание охлаждающей жидкости. Во время кипения образуются паровые пробки, не дающие антифризу свободно циркулировать и охлаждать водяную рубашку по всему объему. Внутри двигателя образуются места, которые не омываются ОЖ и температура в них многократно возрастает. Указатель на приборке может этого не отображать. Это ведет к критичным локальным перегревам и деформациям блока или ГБЦ.
При кипении повышается давление в системе охлаждения, это грозит срывом или разрывом патрубков. В таких случаях антифриз за несколько минут вытекает на асфальт, температура мотора резко подскакивает и он разрушается изнутри.